Строение органов пищеварения таблица

Разработка урока биологии на тему:

Строение органов пищеварения таблица

На уроке учащиеся познакомятся с органами пищеварения и их функциями. В начале небольшая проверочная работа, по изученному материалу, далее учитель в диалоге с классом постепенно переходит к новой теме, опираясь на ранее полученные знания знакомятся с функциями пищеварительной системы.

Основная часть урока —  заполнение таблицы по материалу данного урока. Учитель рассказывает новую тему и в то же время класс работает с учебником. Диалоги учителя с учениками не прерывается. Если некоторые учащиеся не успею полностью заполнить таблицу, то они доделают ее дома.

В заключительной части фронтальный опрос и  интересные факты.

Цель урока : Изучить органы пищеварения и функции пищеварительной системы.

Задачи:

  1. Формировать умение работать с учебником, составление таблиц и схем.
  2. Научить делать выводы по изученному материалу.
  3. Воспитать правильное отношение к питанию и своему здоровью.

Учебник «Биология. Человек. Культура здоровья. 8 класс» Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С., Цехмистренко Т. А. 2014 г. Просвещение

Ход урока.

I. Организационный момент

II.Проверка домашнего задания     

1) Проверочная работа «ДА/НЕТ»  (если ученик согласен с суждением , то пишет ДА ; а если не согласен, то пишет НЕТ)

  1. Обмен веществ – это химические реакции синтеза и расщепления (ДА)
  2. Питательные вещества не поступают в кровь (НЕТ)
  3. Кислород необходим для окисления органических веществ (ДА)
  4. При расщеплении органических веществ энергия расходуется (НЕТ)
  5. Углеводы –основной источник энергии в организме (ДА)
  6. Энергия, которая образуется при расщеплении веществ идет на синтез молекул АТФ (ДА)
  7. При синтезе органических веществ энергия выделяется (НЕТ)
  8. Белок является строительным материалом в нашем организме (ДА)
  9. Расщепление белков на аминокислоты –это пластический обмен (НЕТ)
  10. Для полноценной жизни человеку достаточно употреблять в пищу только белки, жиры и углеводы  (НЕТ)

После  окончания  работы провести фронтальный опрос по данной работе, чтобы учащиеся смогли понять как они написали работу, и узнают верные ответы

III. Изучение нового материала

Вопрос учащимся: «Если человеку прямо в  кровь ввести куриный бульон или молоко, то это может привести к гибели . Почему?»

Ответ : «В крови не могут усваиваться белки ,жиры и углеводы, они должны преобразоваться в доступную для усваивания форму . Для этого необходима пищеварительная система »

Дать определение…

Пищеварение – механическая и химическая обработка пищи в желудочно-кишечном (пищеварительном) тракте — сложный процесс, при котором происходит переваривание пищи и её усвоение клетками. (записать в тетрадь)

Учитель вместе с учениками заполняет таблицу №1 (учащиеся вспоминают тему «Ткани» и «Обмен веществ» , обобщают и анализируют свои знания )

Таблица № 1

Функции пищеварительной системы Определение
1. СекреторнаяОбразование пищеварительных соков и их выделение в пищеварительную систему.
2. ДвигательнаяПередвижение пищи по пищеварительному каналу
3. ВсасывательнаяОбеспечение поступления переваренных органических веществ  в кровь и лимфу

Ученик 1 выходит к доске и заполняет схему, используя таблицы или макет торса человека (учащиеся в классе ему помогают)

Схема 1 «Органы  пищеварения »

Ротовая полость (зубы ,язык, слюнные железы)

Глотка

Пищевод

Желудок

Двенадцатиперстная кишка (поджелудочная железа)

Тонкая кишка

Толстая кишка(слепая кишка )

Прямая кишка

Учитель рассказывает кратко о органах пищеварительного тракта , используя торс человека или таблицы (если есть проектор, то можно показать презентацию) Ученики  параллельно начинают работать с учебником (33 параграф). В процессе рассказа, опираясь на текс учебника необходимо заполнить таблицу № 2

Таблица № 2 «Строение и функции органов пищеварения»

Название органаОсобенности строенияФункции
1.Ротовая полостьВ полости рта расположены зубы, десна ,язык и слюнные железы.Измельчение пищи, смачивание слюной, расщепление углеводов. Язык перекатывает пищевой комок
2.ГлоткаТрубка с несколькими отверстиями. Состоит из поперечно  -полосатой мышечной ткани. Изнутри выстлана слизистойОбеспечивает передвижение пищевого комка в желудок
3.ПищеводТрубка 25-30 см. Верхняя часть образована поперечно – полосатой мышечной тканью.Обеспечивает передвижение пищевого комка в желудок
4.ЖелудокБольшой мышечный мешок.(объем может достигать 3-х литров) Состоит из трех слоев мышц. Внутри имеет слизистые железыПереваривание пищи под действием пищеварительного сока и ферментов
5.Двенадцатиперстная кишка (начальная часть тонкой кишки)Длина 27-30см. В ее полость открываются протоки поджелудочной железы и печени.Переваривание и всасывание части органических веществ, образование некоторых гормонов.
6.Тонкий кишечникДлинная (около 5 м ) трубка, диаметром 2.5-5 см, образующая петлю. Внутри есть слизистая с пищеварительными железами, выделяющими кишечный сок. Внутренняя поверхность имеет много ворсинок.Окончательное переваривание и всасывание питательных веществ в кровь и лимфу.
7.Толстая кишкаДлина 1,5-2м ; диаметр 4-10 см. Железы слизистой выделяю небольшое количество сокаПоглощение оставшейся воды.
8.Прямая кишкаДлина 13-15смУдаление из организма непереваренных остатков пищи

IV Заключительный этап урока 

 1.Фронтальная беседа с учащимися по изученному материалу.

 2. Учитель рассказывает интересные факты о пищеварительной системе

  • Длина человеческого пищеварительного тракта составляет около 10 метров, а та часть ЖКТ, в которой извлекаются полезные вещества, достигает 7 метров.
  • Если разгладить каждую складку тонкой кишки, то площадь ее поверхности составит примерно 250 кв.м.
  • Если учесть все бактерии и микроорганизмы, живущие в кишечнике человека, то их масса составит примерно 2,5 кг.
  • Объем пустого желудка составляет пол литра, а после принятия еды желудок может растянуться до 1 литра.
  • Каждый день на переваривание еды организм тратит около 10% всей энергии. Большая ее часть идет на переваривания алкоголя и белков.
  • В толстую кишку каждый день попадает примерно 8 литров жидкости, но из нее выходит около 100 грамм. Жидкость – это вода, соли, желчь и слизь.
  • Когда человек только думает о еде, у него начинает вырабатываться слюна. За день организм вырабатывает 1,7 литров слюны.
  • Печень выполняет больше 500 функций, которые очень важны для организма. Нужно следить за состоянием печени, потому что при расстройствах в организме она реагирует первой.  (интернет ресурсы http://gn24.net/publ/therapy/interesny-e-fakty-o-pishhevarenii-cheloveka.html).                 

Домашнее задание: Учить &33 и повторить & 32. Учащиеся дома доделывают таблицу, вносят дополнения и учат ее. Двое учеников пишут небольшие сообщения по темам; «Зубы . Уход и профилактика заболеваний зубов», «Слюнные железы».

Полный текст материала Разработка урока биологии на тему: “Органы пищеварительной системы”; 8 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: https://pedsovet.su/biology/46638_pischevaritelnaya_systema

Строение дыхательной и пищеварительной системы человека (Таблица)

Строение органов пищеварения таблица

ОрганСтроениеФункция
Носовые полостиВыстланы реснитчатым эпите­лием, в глубине располагается орган обоняния – группа нерв­ных клеток, воспргатимающих запахиОчистка, увлажнение, согревание воздуха, восприятие запахов
НосоглоткаПространство между носовой и ротовой полостью, также вы­стлано реснитчатым эпителиемУвлажнение воздуха
ГортаньГруппа хрящей, соединенных связками (самые крупные – щи­товидный хрящ и надгортан­ник), ые связки образу­ют ую щельПроведение воздуха, об­разование звука
ТрахеяХрящевые полукольца, соеди­ненные связками, внутренняя поверхность выстлана реснитча­тым эпителием, выделяющим слизьПроведение воздуха; до-полшиельная очистка воздуха от пыли и мик­роорганизмов
БронхиСеть трубочек, состоящих из хрящевых колец; ветвится в ка­ждом легкомПроведение воздуха
Легкие1) плевраСоединительнотканная сумка, заполненная жидкостью, на по­верхности легкогоЗащита от трения о реб­ра при дыхании, герме­тичность легких
2) альвеолыПузырьки, густо опутанные се­тью капилляровГазообмен путем диффу­зии кислорода и углеки­слого газа через стенки капилляров за счет раз­ницы концентрации этих газов в капилляре и про­светах альвеол

Строительная – замена израсходованных в процессе жизнедеятельности веществ;

Энергетическая – источник энергии для жизненных процессов.

Секреторная – расщепление нищи под действием ферментов;

Двигательная – перемещение и перемешивание пищи;

Всасывательная – переход гштательных веществ и воды в кровь и лимфу

Строение пищеварительной системы 

Название органаОсобенности строенияФункции
Органы ротовой полости1) зубы Внутренняя часть – дентин, сна­ружи – эмаль; на каждой челю­сти по 2 резца, 1 клыку, 2 ма­лых и 3 больших коренных зуба с каждой стороны (всего 32 зу­ба); находятся в углублениях челюстей Механическое измельче­ние пищи
2) ЯзыкМышечный орган, на верхней поверхности расположены орга­ны вкуса – вкусовые сосочкиПеремешивание пищи, определение вкуса
3) слюнные железыНаходятся в слизистой оболочке ротовой полостиВыделяют слюну – смесь ферментов, расщепляю­щих крахмал до глюкозы
ПищеводТрубка с мышечными стенка­ми, расположен в грудной полости за трахеейПеремещение пищи, формирование пищевого комка
ЖелудокПолый орган, внешний слой – эластичный, средний – мышеч­ный, внутренний имеет железы, выделяющие ферменты, расще­пляющие белкиПеремешивание пищи, пропитывание ее желу­дочным соком, передвижение в тонкую кишку
Двенадцатиперстная кишкаПервый отдел тонкого кишеч­ника, в нее открываются прото­ки печени и поджелудочной же­лезыПеремещение пищи
ПеченьЖелеза смешанной секреции, находится под ребрами справа.Выделяет желчь, которая эмульгирует и расщеп­ляет жиры; повышает активность других фер­ментов; регулирует об­мен веществ, является барьером для вредных веществ
 Поджелудочная железа Расположена под желудком Выделяет поджелудоч­ный сок, который завер­шает расщепление угле­водов и продолжает расщепление белков и жиров
 Тонкий кишечник Трубка, стенки которой способ­ны к сокращению, внутренняя поверхность имеет ворсинки; находится в брюшной полости, уложен пеглями1. Полостное пищеварение (за счет пе­ремещения по ки­шечнику, под дей­ствием пищевари­тельных соков);2. пристеночное пищеварение (мелкие молекулы попада­ют в пространство между ворсинками, на поверхности ко­торых находится много ферментов);3. всасывание (поступление веществ в кровь через вор­синки)
 Толстая кишка и прямая кишка Трубка с мышечными стенками Окончательное перева­ривание пищи с помо­щью бактерий, всасыва­ние воды, формирование плотных каловых масс
Анальное отверстиеМьпнечный органОпорожнение кишечника

_______________

Источник информации: Биология в таблицах и схемах./ Издание 2е, – СПб.: 2004.

Источник: https://infotables.ru/biologiya/39-biologiya-chelovek/527-dykhatelnaya-i-pishchevaritelnaya-sistemy-cheloveka-tablitsa

Строение и функции органов пищеварения

Строение органов пищеварения таблица

Органы ЖКТ устроены таким образом, чтобы человек получал из пищи все необходимое для своей жизнедеятельности. Какие важные функции выполняют органы пищеварения? Благодаря их слаженной работе в кровь не попадают токсины и яды. Кроме того, пищеварительная система оберегает человека от некоторых инфекционных заболеваний и позволяет его организму самостоятельно синтезировать витамины.

Пищеварительный тракт состоит из указанных ниже звеньев:

  • полости рта со слюнными железами;
  • глотки;
  • пищевода;
  • желудка;
  • печени;
  • толстой и тонкой кишок;
  • поджелудочной железы.
Название органаОсобенности строенияВыполняемые функции
Ротовая полостьЯзык, зубыПеретирание, анализ и размягчение пищевого комка
ПищеводМышечная, серозная оболочки, эпителийМоторная, защитная и секреторная функции
ЖелудокИмеет большое количество кровеносных сосудовПереваривание пищевого комка
Двенадцатиперстная кишкаВключает протоки печени и поджелудочной железыПередвижение пищевого комка по пищеварительному тракту
ПеченьИмеет вены и артерии, отвечающие за кровоснабжение органаРаспределение нутриентов, синтез различных веществ и обезвреживание токсинов, продукция желчи
Поджелудочная железаНаходится под желудкомВыделение с энзимами специального секрета, видоизменяющего питательные вещества
Тонкий кишечникУложена петлями, стенки этого органа могут сокращаться, на внутренней слизистой оболочке есть ворсинки, увеличивающие ее площадьВсасывание расщепленных полезных веществ
Толстый кишечник (с анусом и прямым отделом)Стенки органа состоят из мышечных волоконЗавершение процесса пищеварения, а также поглощение воды, формирование кала и опорожнение кишечника с помощью акта дефекации

Пищеварительный тракт выглядит как трубка длиной от семи до девяти метров. Некоторые железы находятся за пределами стенок системы, но взаимодействуют с ней и выполняют общие функции. Интересно, что ЖКТ имеет большую протяженность, но умещается внутри человеческого организма благодаря огромному количеству изгибов и петель кишок.

Функции пищеварительной системы

Строение органов пищеварения человека, безусловно, представляет немалый интерес, однако, любопытны и функции, которые они выполняют. Сначала пищевой комок через рот попадает в глотку. Затем он продвигается в другие отделы ЖКТ по пищеводу.

Измельченная в ротовой полости и обработанная слюной еда проникает в желудок. В брюшной полости располагаются органы итогового сегмента пищевода, а также поджелудочная железа и печень.

Длительность пребывания еды в желудке зависит от ее типа, но составляет не более нескольких часов. Пища, находящаяся в указанном органе, вступает во взаимодействие с желудочным соком, в результате чего становится очень жидкой, осуществляется ее перемешивание, а позже и переваривание.

Далее, масса попадает в тонкий кишечник. Благодаря ферментам (энзимам) питательные вещества преобразуются в элементарные соединения, которые всасываются в кровеносную систему, перед этим пройдя фильтрацию в печени. Остатки еды продвигаются в толстый кишечник, где осуществляется всасывание жидкости и формирование кала. С помощью дефекации переработанная еда покидает человеческий организм.

Значение слюны и пищевода в пищеварительной системе

Органы системы пищеварения не могут нормально функционировать без участия слюны. На слизистой оболочке полости рта, куда изначально попадает еда, располагаются малые и большие слюнные железы. Большие слюнные железы находятся возле ушных раковин, под языком и челюстями. Железы, локализующиеся возле ушных раковин, продуцируют слизь, а два других вида – смешанный секрет.

Отделение слюны может быть очень интенсивным. Так, при употреблении лимонного сока выделяется до 7,5 мл этой жидкости в минуту. В ней присутствуют амилаза и мальтаза. Указанные энзимы активизируют пищеварительный процесс уже в полости рта: крахмал под действием амилазы преобразуется в мальтозу, которая затем мальтазой видоизменяется до глюкозы. Внушительную часть слюны составляет вода.

Пищевой комок находится в ротовой полости до двадцати секунд. За этот временной промежуток крахмал не может полноценно раствориться. Слюна, как правило, имеет или слабощелочную или нейтральную реакцию. Кроме того, в этой жидкости присутствует особый белок лизоцим, который обладает обеззараживающими свойствами.

Органы пищеварения человека включают пищевод, который следует за глоткой. Если представить его стенку в разрезе, то можно увидеть три слоя. Серединный слой состоит из мышц и может сокращаться, что делает возможным «путешествие» пищевого комка от глотки к желудку.

При прохождении еды вдоль пищевода срабатывает сфинктер желудка. Эта мышца препятствует обратному перемещению пищевого комка и удерживает его в указанном органе. Если она работает плохо, то переработанные массы забрасываются обратно в пищевод, что приводит к возникновению изжоги.

Желудок

Этот орган является следующим после пищевода звеном пищеварительной системы и локализуется в подложечной области. Параметры желудка определяются его содержимым.

Орган, свободный от пищи, имеет длину не больше двадцати сантиметров и расстояние между стенками от семи до восьми сантиметров.

Если желудок в меру заполнить едой, то его длина увеличится до двадцати пяти сантиметров, а ширина – до двенадцати сантиметров.

Емкость органа непостоянна и зависит от его содержимого. Она находится в диапазоне от полутора до четырех литров. При совершении акта глотания мускулатура желудка расслабляется до момента окончания приема пищи.

Но все это время его мышцы находятся наготове. Их значение нельзя переоценить. Еда перетирается, а благодаря движению мышц осуществляется ее переработка. Переваренный пищевой комок продвигается к тонкой кишке.

Желудочный сок является прозрачной жидкостью, обладающей кислой реакцией, обусловленной наличием в его составе соляной кислоты. В нем находятся следующие группы энзимов:

  • протеазы, расщепляющие белки до полипептидных молекул;
  • липазы, влияющие на жиры;
  • амилазы, преобразующие сложные углеводы в простые сахара.

Продукция желудочного сока осуществляется обычно во время употребления еды и продолжается в период от четырех до шести часов. За 24 часа выделяется до 2,5 литров этой жидкости.

Тонкий кишечник

Этот сегмент пищеварительной системы состоит из звеньев, перечисленных ниже:

  • двенадцатиперстной кишки;
  • тощего кишечника;
  • повздошной кишки.

Тонкий кишечник «уложен» петлями, благодаря чему умещается в брюшной полости. Он отвечает за продолжение процесса переработки еды, ее смешивание и последующее направление к толстому отделу. Железы, расположенные в тканях тонкого кишечника, продуцируют секрет, защищающий его слизистую оболочку от повреждения.

В двенадцатиперстной кишке среда слабощелочная, но с проникновением в нее массы из желудка изменяется в меньшую сторону. В этой зоне находится проток поджелудочной железы, секрет которой ощелачивает пищевой комок. Именно здесь прекращают свое действие энзимы желудочного сока.

Толстый кишечник

Этот отдел ЖКТ считается конечным, его протяженность составляет примерно два метра. Он имеет самый большой просвет, однако, у нисходящего ободочного отдела ширина этого органа снижается с семи до четырех сантиметров. В структуру толстого кишечника входит несколько зон.

Большую часть времени пищевой комок пребывает в толстом кишечнике. Сам процесс переваривания еды занимает от одного до трех часов. В толстом кишечнике осуществляется накапливание содержимого, всасывание веществ и жидкости, передвижение их вдоль тракта, создание и ликвидация кала.

Как правило, еда доходит до толстого кишечника примерно через три часа после окончания трапезы. Данный сегмент пищеварительной системы заполняется в течение одних суток, а затем избавляется от остатков пищи за 1-3 дня.

В толстом кишечнике осуществляется всасывание питательных веществ, вырабатываемых микрофлорой, обитающей в этом отделе, а также внушительной части воды и разных электролитов.

Влияние алкоголя на ЖКТ

Отрицательное воздействие алкоголя на состояние ЖКТ начинается еще в ротовой полости. Высокие концентрации этанола провоцируют снижение отделения слюны.

Эта жидкость обладает бактерицидными свойствами, то есть обеззараживает микроорганизмы зубного налета. При уменьшении ее количества ротовая полость становится подходящим местом для развития заболеваний.

Карцинома горла и полости рта, к сожалению, часто встречаются среди любителей выпить.

При регулярном употреблении спиртного ухудшаются защитные механизмы организма. Их некачественная работа сказывается на функционировании ЖКТ. В первую очередь страдает пищевод. У человека, столкнувшегося с алкогольной зависимостью, нередко возникают трудности с глотанием, а иногда пища, попавшая в желудок, забрасывается назад в пищевод.

Пагубная привычка способна привести к развитию гастрита и ухудшению секреторной функции. Этанол негативно влияет на работу поджелудочной железы. Кроме того, частое употребление алкоголя увеличивает риск возникновения панкреатита, который может протекать в острой или хронической форме.

Наиболее известным последствием пристрастия к спиртному является цирроз. К сожалению, он часто перерастает в рак печени. Цирроз – это не единственное заболевание, которое развивается у людей, зависящих от алкоголя. Встречаются и такие патологии, как гепатомегалия и гепатит. Их лечение требует грамотного подхода.

Таким образом, система органов пищеварения состоит из нескольких звеньев, от слаженной работы которых во многом зависит здоровье человека. Именно благодаря ЖКТ, организм получает все питательные вещества, необходимые ему для нормальной жизнедеятельности.

Печень играет важную роль: обеззараживает токсины и другие вредные соединения, которые поступают в нее по воротной вене. На свою работу она затрачивает колоссальную энергию. Так как этот орган считается своеобразным «фильтром», от качества его работы во многом зависит состояние здоровья человека.

Отрицательное влияние алкоголя на пищеварительную систему нельзя недооценивать. Регулярное употребление напитков, содержащих этанол, провоцирует развитие различных заболеваний ЖКТ, которые не всегда удается вылечить. Пристрастие к пагубной привычке плохо сказывается на работе организма в целом.

Источник: https://vrachvdome.ru/stroenie-i-funkcii-organov-pishhevareniya.html

Тема 11. Пищеварительная система. Обмен веществ

Строение органов пищеварения таблица

на наш Instagram, если хочешь сдать экзамены на отлично! @shpory_2020_

Выпишите в тетрадь определения следующих понятий и запом­ните их.

Пищеварение — совокупность процессов, обеспечивающая механическое измельчение, расщепление питательных веществ на компоненты, пригодных для обмена веществ и их всасывания.

Ферменты — вещества, которые ускоряют процесс переваривания пищи (ускоряют расщепление веществ).

  1. Рассмотрите рисунок. Подпишите названия обозначенных на нем органов пищеварения.

2. Выпишите цифры, которыми на рисунке обозначены.

3. Подпишите названия обозначенных на рисунке частей зуба.

4. Выпишите в тетрадь основные гигиенические правила, которые необходимо соблюдать при уходе за зубами.

Полоскание рта после приёма пищи, дважды в день чистить зубной пастой, менять зубную щётку раз в 2-3 месяца, удалять налёт, не допускать перепадов температуры.

5. Изучив материал § 39 учебного пособия, заполните таблицу.

Органы и функции пищеварительной системы

6. Как происходит акт глотания?

Язык проталкивает пищу в глотку, вход в трахею прикрывается надгортанником, пищевой комок проталкивается в пищевод.

7. Выпишите в тетрадь определение понятия и запомните его.

Кариес — заболевание, вызываемое растворением оболочек зуба кислотами ротовой полости.

1. Напишите, какие химические изменения происходят с пищей в:

а) ротовой полости — механическая переработка (измельчение, перемешивание, смачивание), частично химическая обработка.

б) желудке — накопление и задержание пищи, смешивание, обеззараживание, расщепление белков и жиров.

2. Выпишите в тетрадь определения понятий.

Желудочный сок — бесцветная жидкость, состоящая из пищеварительных ферментов, слизи и 0,5% раствора HCl.

Пепсин — фермент, превращающий сложные молекулы белка в простые.

Липаза — фермент желудочного сока, расщепляющий жиры.

3. Какие железы принимают участие в процессе переваривания пищи?

Печень, поджелудочная железа, слюнные железы, железы стенок желудка и кишечника.

4. Рассмотрите рисунок. Подпишите органы пищеварительной сис­темы, обозначенные цифрами.

5. Соки каких пищеварительных желез поступают в двенадцати­перстную кишку?

Печень, поджелудочная железа.

6. Какие пищеварительные ферменты содержатся в соке поджелу­дочной железы? Как они действуют на питательные вещества пищи?

Липазы и стеапсин $→$ жиры; нуклеазы $→$ ДНК и РНК; амилаза $→$ углеводы; протеазы $→$ белки.

7. Перечислите функции печени в пищеварении.

Активизация ферментов тонкой кишки и поджелудочной железы, эмульсия жиров, подщелачивание пищевой каши.

8. Выпишите в тетрадь определения понятий.

Кишечный сок — вещество, выделяемое железами стенок тонкого кишечника.

Желчь — секрет, вырабатываемый клетками печени, эмульгирует жиры.

9. Изучите материал § 40 учебного пособия и ответьте на вопросы.

Каковы функции ворсинок тонкой кишки?

Увеличение площади поверхности, участие в всасывании веществ.

Каков механизм всасывания питательных веществ ворсинками тонкой кишки?

В каждой ворсинке находится микроворсинки, к которым подходит капилляр, и питательные вещества всасываются в кровь.

10. Рассмотрите рисунок. Где происходит всасывание аминокислот, глюкозы, жирных кислот и глицерина? Нужное подчеркните.

11. В каких отделах пищеварительного тракта всасываются вода и минеральные соли?

В толстом кишечнике.

12. Выпишите в тетрадь определение понятия.

Всасывание — перенос веществ из пищеварительного тракта во внутреннюю среду.

1. Прочтите § 41 учебного пособия и заполните схему.

2. Выпишите в тетрадь определения понятий и запомните их.

Центр слюноотделения — центр в продолговатом мозгу, регулирующий процессы образования слюны.

Пищевой центр — часть ЦНС, отвечающая за чувства голода и насыщения.

Аппетит — эмоциональное ощущение, связанное со стремлением к потреблению пищи.

1. Прочтите § 42 учебного пособия. Сформулируйте принципы ра­ционального питания.

Умеренность в количестве; режим питания; разнообразие пищи; безвредность и экологичность; соответствие энергетическим затратам.

2. К каким последствиям приведет повышение или снижение ка­лорийности пищи, если двигательная активность при этом оста­нется на прежнем уровне?

К увеличению или уменьшению веса, в редком случае ожирение и истощение.

3. Объясните смысл понятия «режим питания».

Распределение суточного рациона во времени.

4. Объясните слова и. П. Павлова: «если чрезмерное и исключи­тельное увлечение едой есть животность, то и высокомерное невнимание к еде есть неблагоразумие, и истина здесь, как и всюду, лежит в середине: не увлекайся, но оказывай должное внимание».

Еда не должна быть целью жизни, но её надо уделять должное внимание, поскольку от неё зависит здоровье.

5. Заполните таблицу.

Анатомо-физиологические обоснования правил гигиены питания

Пищеварение

По вертикали: 2. Совокупность процессов механической и хи­мической переработки пищи (пищеварение).

По горизонтали: 1. Мягкая часть в центре зуба (пульпа). 3. Фермент желудочного сока (пепсин). 4. Мышечная трубка, проводящая пищу в желу­док (пищевод). 5. Зубы, служащие для откусывания пищи (резцы). 6. Процесс поступ­ления веществ через ворсинки в кровь и лимфу (всасывание). 7.

Результат сокра­щения мышц глотки (глотание). 8. Карантинное заболевание человека (холера). 9. Самый крупный железистый орган (печень). 10. Часть зуба, покрытая твердой эма­лью (коронка). 11. Воспаление червеобразного отростка (аппендицит). 12.

Опасное инфек­ционное желудочно-кишечное заболевание (дизентерия).

1. Изучите материал § 43 учебного пособия и заполните таблицу. Сравнительная характеристика веществ

Сравнительная характеристика вещества

2. Выпишите в тетрадь определения понятий и запомните их.

Витамины — низкомолекулярные органические соединения, входящие в состав ферментов.

Гиповитаминоз — недостаток витаминов.

Гипервитаминоз — избыточное поступление витаминов.

3. Заполните таблицу.

Витамины и их значение

Источник: https://superresheba.by/resh/2613

Пищеварение

Строение органов пищеварения таблица

Для поддержания своей жизнедеятельности человек должен употреблять пищу. Пищевые продукты содержат все необходимые для жизни вещества: воду, минеральные соли и органические соединения. Белки, жиры и углеводы синтезируются растениями из неорганических веществ с помощью солнечной энергии. Животные строят своё тело из питательных веществ растительного или животного происхождения.

Питательные вещества, поступающие в организм с пищей, — это строительный материал и одновременно источник энергии. При распаде и окислении белков, жиров и углеводов выделяется разное, но постоянное для каждого вещества количество энергии, характеризующее их энергетическую ценность.

Попав в организм, пищевые продукты подвергаются механическим изменениям — измельчаются, смачиваются, расщепляются на более простые соединения, растворяются в воде и всасываются. Совокупность процессов, в результате которых питательные вещества из окружающей среды переходят в кровь, называется пищеварением.

Огромное значение в процессе пищеварения играют ферменты — биологически активные белковые вещества, которые катализируют (ускоряют) химические реакции. В процессах пищеварения они катализируют реакции гидролитического расщепления питательных веществ, но сами при этом не изменяются.

Основные свойства ферментов:

  • специфичность действия — каждый фермент расщепляет питательные вещества только определённой группы (белки, жиры или углеводы) и не расщепляет другие;
  • действуют только в определённой химической среде — одни в щелочной, другие в кислой;
  • наиболее активно ферменты действуют при температуре тела, а при температуре 70–100ºС они разрушаются;
  • небольшое количество фермента может расщепить большую массу органического вещества.

Органы пищеварения

Пищеварительный канал представляет собой трубку, проходящую через всё тело. Стенка канала состоит из трёх слоёв: наружного, среднего и внутреннего.

Наружный слой (серозная оболочка) образован соединительной тканью, отделяющей пищеварительную трубку от окружающих тканей и органов.

Средний слой (мышечная оболочка) в верхних отделах пищеварительной трубки (полость рта, глотка, верхняя часть пищевода) представлен поперечнополосатой, а в нижних — гладкой мышечной тканью. Чаще всего мышцы располагаются в два слоя — круговой и продольный. Благодаря сокращению мышечной оболочки пища продвигается по пищеварительному каналу.

Внутренний слой (слизистая оболочка) выстлана эпителием. В нём содержатся многочисленные железы, выделяющие слизь и пищеварительные соки.

Помимо мелких желёз имеются крупные железы (слюнные, печень, поджелудочная) лежащие вне пищеварительного канала и сообщающиеся с ними своими протоками.

В пищеварительном канале различают следующие отделы: полость рта, глотку, пищевод, желудок, кишечник тонкий и толстый.

Схема пищеварительного тракта в составе пищеварительной системы:

  1. Слюнные железы
  2. Околоушная железа
  3. Подчелюстная железа
  4. Подъязычная железа
  5. Ротовая полость
  6. Глотка
  7. Язык
  8. Пищевод
  9. Поджелудочная железа
  10. Желудок
  11. Проток поджелудочной железы
  12. Печень
  13. Желчный пузырь
  14. Двенадцатиперстная кишка
  15. Общий желчный проток
  16. Ободочная кишка
  17. Поперечная ободочная кишка
  18. Восходящая ободочная кишка
  19. Нисходящая ободочная кишка
  20. Подвздошная кишка (тонкая кишка)
  21. Слепая кишка
  22. Аппендикс
  23. Прямая кишка
  24. Анальное отверстие

Пищеварение в ротовой полости

Ротовая полость — начальный отдел пищеварительного тракта. Сверху она ограничена твёрдым и мягким нёбом, снизу диафрагмой рта, а спереди и с боков — зубами и дёснами.

В полость рта открываются протоки трёх пар слюнных желёз: околоушных, подъязычных и подчелюстных. Кроме этих имеется масса мелких слизистых слюнных желёз, разбросанных по всей ротовой полости. Секрет слюнных желёз — слюна — смачивает пищу и участвует в её химическом изменении.

В слюне содержатся только два фермента — амилаза (птиалин) и мальтаза, которые переваривают углеводы. Но так как в ротовой полости пища находится недолго, расщепление углеводов не успевает закончиться. В слюне содержатся также муцин (слизистое вещество) и лизоцим, обладающий бактерицидными свойствами.

Состав и количество слюны может изменяться в зависимости от физических свойств пищи. В течение суток у человека выделяется от 600 до 150 мл слюны.

В полости рта у взрослого человека имеется 32 зуба по 16 в каждой челюсти. Ими пища захватывается, откусывается и пережёвывается.

Зубы состоят из особого вещества дентина являющегося видоизменением костной ткани и обладающей большей прочностью. Снаружи зубы покрыты эмалью. Внутри зуба имеется полость, заполненная рыхлой соединительной тканью, в которой находятся нервы и кровеносные сосуды.

Большая часть ротовой полости занята языком , который представляет собой мышечный орган, покрытый слизистой оболочкой. В нём различают верхушку, корень, тело и спинку, на которой находятся вкусовые рецепторы. Язык — орган вкуса и речи. С его помощью пища перемешивается во время пережёвывания и проталкивается при глотании.

Подготовленная в ротовой полости пища проглатывается. Глотание — сложное движение, в котором участвуют мышцы языка и глотки. Во время глотания мягкое нёбо приподнимается и преграждает пище путь в носовую полость.

Надгортанник в это время закрывает вход в гортань. Пищевой комок попадает в глотку — верхнюю часть пищеварительного канала. Она представляет собой трубку, внутренняя поверхность которой выстлана слизистой оболочкой.

Через глотку пища поступает в пищевод.

Пищевод — трубка длиной около 25 см, являющаяся прямым продолжением глотки. В пищеводе никаких изменений пищи не происходит, так как в нём не секретируются пищеварительные соки. Он служит для проведения пищи в желудок. Продвижение пищевого комка по глотке и пищеводу происходит в результате сокращения мускулатуры этих отделов.

Пищеварение в желудке

Желудок — самый расширенный отдел пищеварительной трубки ёмкостью до трёх литров. Размеры и форма желудка изменяются в зависимости от количества принятой пищи и степени сокращения его стенок. В местах впадения пищевода в желудок и перехода желудка в тонкий кишечник имеются сфинктеры (сжиматели), регулирующие движение пищи.

Слизистая оболочка желудка образует продольные складки и содержит большое количество желёз (до 30 млн). Железы состоят из трёх типов клеток: главных (вырабатывающих ферменты желудочного сока), обкладочных (выделяющих соляную кислоту) и добавочных (выделяющих слизь).

Сокращениями стенок желудка пища перемешивается с соком, что способствует её лучшему перевариванию. В процессе переваривания пищи в желудке участвует несколько ферментов. Главный из них пепсин. Он расщепляет сложные белки на более простые, которые подвергаются дальнейшей переработке в кишечнике.

Пепсин действует только в кислой среде, которая создаётся соляной кислотой желудочного сока. Большая роль отводится соляной кислоте в обеззараживании содержимого желудка. Другие ферменты желудочного сока (химозин и липаза) способны переваривать белок и жиры молока.

Химозин створаживает молоко, благодаря чему оно дольше задерживается в желудке и подвергается перевариванию. Липаза, имеющаяся в незначительном количестве в желудке, расщепляет только эмульгированный жир молока. Действие этого фермента в желудке взрослого человека выражено слабо. Ферментов, действующих на углеводы, в составе желудочного сока нет.

однако значительная часть крахмала пищи продолжает перевариваться в желудке амилазой слюны. Слизь, выделяемая железами желудка, играет важную роль в защите слизистой оболочки от механических и химических повреждений, от переваривающего действия пепсина. Железы желудка выделяют сок только во время пищеварения.

При этом характер сокоотделения зависит от химического состава употребляемой пищи. После 3–4 часовой обработки в желудке пищевая кашица маленькими порциями поступает в тонкий кишечник.

Всасывание питательных веществ

Чтобы образовавшиеся в результате расщепления аминокислоты, простые сахара, жирные кислоты и глицерин были использованы организмом, они должны всосаться. В ротовой полости и пищеводе эти вещества практически не всасываются. В желудке всасываются в незначительном количестве вода, глюкоза и соли; в толстых кишках — вода и некоторые соли.

Основные процессы всасывания питательных веществ происходят в тонком кишечнике, достаточно хорошо приспособленном для осуществления этой функции. В процессе всасывания активную роль играет слизистая оболочка тонкой кишки. Она имеет большое количество ворсинок и микроворсинок, которые увеличивают всасывающую поверхность кишечника.

В стенках ворсинок имеются гладкие мышечные волокна, а внутри их находятся кровеносные и лимфатические сосуды.

Ворсинки принимают участие в процессах всасывания питательных веществ. Сокращаясь, они способствуют оттоку крови и лимфы, насыщенных питательными веществами. При расслаблении ворсинок в их сосуды вновь поступает жидкость из полости кишечника. Продукты расщепления белков и углеводов всасываются непосредственно в кровь, а основная масса переваренных жиров — в лимфу.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.